AllStuds.ru


Перейти к содержанию

Конфликтология: Конспект лекций

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

1.Конфликтология как наука: Объект, предмет, цель, задачи и функции современной конфликтологии.

Конфликтология - "наука о конфликтах" - это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Объект конфликтологии - конфликт как социальное явление.
Предмет конфликтологии - исследование закономерностей генезиса, функционирования, развития, управления и разрешения социальных конфликтов.
Цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
Функции конфликтологии:
ў теоретико-познавательная - разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук.
ў аналитическая - исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов.
ў прогностическо-управленческая - изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им.
***
2. Основные тенденции развития современной конфликтологии

В теории и практике конфликтологических исследований сложился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. В частности, Н.В. Гришина выделяет четыре основных тенденции развития конфликтологии: .
1. Доминирование практической ориентации. Здесь сказывается влияние гуманистической психологии, для которой характерно стремление к решению практических задач личностного развития и помощи человеку. "Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью" (К Роджерс).
2. Изменение отношения к конфликтам. Гуманистическая психология не рассматривает конфликт как неизбежность, в то же время " ... полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные" (Р. Мэй).
3. Признание позитивных функций конфликтов.
ў конфликт - источник развития. В 1990 Г. в "Психологический словарь" впервые был введен термин "конфликт продуктивный";
ў конфликт - сигнал к изменению (боль неприятна, но это сигнал);
ў конфликт - возможность сближения;
ў конфликт - возможность разрядки напряжения, "оздоровления" отношений.
4. Возможность управления конфликтами. Общая практическая позиция в конфликтологии представляет собой решение задачи превращения деструктивных конфликтов в конструктивные.
***
3.Методология конфликтологии: системный подход и его разновидности.
На формирование методологии науки о конфликтах наибольшее влияние оказали такие дисциплины как социология, психология, философия, математика.
По мнению ученых, системный подход ориентирует конфликтолога на исследование конфликта как сложной, иерархически организованной, непрерывно развивающейся, многоуровневой, целостной системы.
Системный подход включает в себя:
ў рассмотрение изучаемого явления как системы, включающей в себя множество отграниченных друг от друга взаимодействующих элементов;
ў определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;
ў выявление внешних связей системы и выделение главных из них;
ў определение функций, места и роли данной системы среди
других;
ў обнаружение закономерностей и тенденций развития системы
Среди основных видов системного анализа выделяются системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный анализ, на основе которых выделяются теоретико-прикладные виды анализа: системно-ситуационный, междисциплинарный и системно-описательный анализ конфликта.
***
4. Универсальная схема описания конфликтов и этапы его анализа.
Описание конфликта предполагает применение системно-описательного метода его анализа. Важную роль здесь играет разработка собственного понятийно-категориального аппарата. Расширение и углубление существующих понятийных схем описания конфликта обеспечивают развитие общей и частной теорий.
В современной конфликтологии выработана универсальная понятийная система описания конфликта, которая включает 11 основных понятийно-категориальных групп: сущность конфликта; типология; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предотвращение; завершение конфликта.
В научном анализе любого конфликта существует восемь этапов. К ним относятся:
1. Составление программы анализа.
2. Определение конкретного объекта изучения.
3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликта.
4. Пробное изучение конфликтов включает в себя:
5. Сбор первичной конфликтологической информации.
6. Качественная и количественная обработка данных.
7. Анализ и объяснение полученных результатов предполагает
систематизирование данных.
8. Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций являются завершающим этапом процесса исследования.
***
5. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа.
У Дарендорфа "конфликт" становится центральной категорией социологии. Свою социологическую концепцию он даже называет "теорией конфликта". Основные положения его теории:
1. Человеческое общество в его концепции изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами).
2. Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие их - явление "удивительное и ненормальное".
3. Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами и т.д.
4. Происходящий в ХХ веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий.
5. Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. И вместе с тем в этом обществе утверждаются принципы плюрализма и демократии, на основе которых создаются механизмы "канализирования" социальных конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур.
6. Дарендорф подчеркивает, что лучше говорить об "урегулировании", а не о "разрешении" конфликтов, потому что социальные конфликты обычно лишь ограничиваются, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин "разрешение" ориентирует на их полную ликвидацию.

***
6. Концепция " позитивно-функционального конфликта" Л. Козера.
Козер в книге "Функции социальных конфликтов", вышедшей в 1956 г., различает два типа общества - закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое).
1. Общества первого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путем.
2. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу.
3. Это возможно потому, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции.
К важнейшим негативным функциям конфликта относятся: ухудшение социального климата, снижение производительности труда, неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него; материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Главными позитивными функциями социального конфликта являются: конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию; он играет информационную и связующую роль; конфликт способствует структурированию социальных групп; он снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей; он стимулирует развитие личности.
***
7. Теория структурного функционализма Т. Парсонса и
Э. Мейо.
Т. Парсонс в своей работе "Структура социального действия" (1937) трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, которую надо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.
По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.
Парсонс формулирует ряд "функциональных предпосылок" стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений: удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества; эффективная деятельность органов "социального контроля", воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
Основатель теории "человеческих отношений" Э. Мэйо также утверждал, что главная проблема современности - установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни - конфликтности. По его мнению, социальное здоровье - это "социальное равновесие", "состояние сотрудничества".
***
8. Общая теория конфликта К. Боулдинга.
Видный американский специалист по общей теории систем К. Э.Боулдинг попытался создать общую модель конфликта.
По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.
1. Конфликтное поведение людей, их постоянная вражда с себе подобными представляют собой естественную для них форму поведения.
2. Однако, опираясь на человеческий разум и моральные нормы, человека все же можно совершенствовать, смягчая формы конфликтного взаимодействия. Для этого нужно прежде всего уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам. Именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении.
3. Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описание двух их основных моделей: статической и динамической.
Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым - отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация.
Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, согласно которой человек ведет себя по принципу "стимул - реакция", постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.
***

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

Домашняя | Дипломы | Конспекты | Шпоргалки | Примеры тестов | Правила оформления работ | Статьи | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню